Чьи самоходки лучше

За время войны советские конструкторы разработали немало САУ, которые не пошли в серию совсем или же стали прототипами для послевоенных машин. Среди таких машин можно упомянуть вариант СУ-76М с 85-миллиметровым орудием и 90-миллиметровой лобовой броней; ЭСУ-100 с электротрансмиссией на основе серийной самоходки СУ-100; САУ «Уралмаш-1» с кормовым расположением боевого отделения и мощной бронезащитой, на шасси с использованием агрегатов среднего танка Т-44, и др.

Красная Армия не имела к началу войны ни единой серийной самоходки, но закончила войну, имея более десяти тысяч самоходок разных типов. Начиная с переломного танкового сражения на Курской Дуге, советские САУ прошли всю войну, дойдя до Праги и Берлина. Самоходки внесли большой вклад в Победу. В этот вклад внесли свою лепту абсолютно все, кто так или иначе имел отношение к самоходной артиллерии: экипажи самоходок, конструкторы, рабочие, ремонтники и т.д. Многие получили правительственные награды, денежные премии.

Надо также отметить непрямой вклад и немецких конструкторов в развитие советской самоходной артиллерии – именно в противоборстве с Тиграми, Пантерами, Элефантами и т.п. советские инженеры создавали достойный ответ немецким бронемашинам. Однако, вопрос о том, какая именно самоходка или самоходка какого государства была наилучшей во Второй Мировой войне, лишен смысла.

На эффективность применения бронемашины, помимо технических характеристик, влияет выучка и опыт экипажа и командира подразделения, качество оптики, средств связи и многие другие факторы, в том числе погодные условия во время боевых операций. Подобрать такие примеры, где все эти условия были бы уравнены, практически невозможно. А сравнивать бронемашины только по техническим и технологическим характеристикам не совсем корректно, ведь множество параметров (например, бронепробиваемость) в Советском Союзе и в Германии определялось различными методами, что вынуждает исследователей приводить показатели к некоему единому стандарту, который может оказаться у каждого своим. Более того, цель сравнения состоит в выявлении сильнейшего, на практике же все может оказаться по-иному.

Известно немало случаев, когда в поединке бронемашин побеждала машина на 2 порядка слабее по классу. Так, в целом скромные по основным характеристикам StuG III совсем неплохо подбивали наши ИС-2, а в сражении на Курской Дуге экипаж одного легкого танка Т-70 сумел сжечь мощный Элефант. И немецкие, и советские самоходки, каждая в своем классе, могли считаться лучшими. Это справедливо и в отношении тяжелых ИСУ-152 и Элефанта, и в отношении средних СУ-100 и Ягдпантеры, и в отношении легких СУ-76М и Хетцер.

Создание первоклассной советской бронетехники и оснащение ею Красной Армии в крайне неблагоприятных условиях войны следует признать подвигом советских технологов, конструкторов, рабочих и инженеров, который внес весомый вклад в великую Победу народов СССР совместно с народами стран антигитлеровской коалиции над нацистским рейхом и его союзниками.

* * *
для человека 21 века знание английского языка жизненно необходимо. Поэтому не только сегодня http://friendsclub.dp.ua/content/courses, но и каждый день занимайтесь, повышайте свой уровень.

Comments are closed.

Уголок неба - Большая
авиационная энциклопедия Портал Саратова