Самоходка СУ-76

В КБ ГАЗ под руководством конструкторов Н.А. Астрова и А.А. Липгарта были разработаны шасси на основе танка Т-70 специально для САУ. Для этого пришлось увеличить длину корпуса, для того чтобы разместить в его кормовой части боевую рубку, и добавить один опорный каток. В боевой рубке машины смонтировали прекрасно зарекомендовавшую себя в боевых действиях дивизионную пушка ЗиС-3 конструкции Грабина В.Г., калибра 76,2 миллиметра.

Самоходку назвали СУ-76. Изначально она имела рубку, полностью закрытую броней, и два шестицилиндровых автомобильных двигателя, установленных параллельно. Однако подобная силовая установка оказалась трудной в управлении и недостаточно надежной. Тогда конструкторы Астров и Липгарт, у которых уже был значительный опыт работ с автомобильными агрегатами при конструировании танков, предложили поставить два мотора, соединив их последовательно с помощью коленчатых валов.

Подобный двигатель уже был использован в конструкции танка Т-70. Ресурс “спарки” был поначалу невысоким, но разработчикам удалось преодолеть эту трудность. В усовершенствованную модель СУ-76 М устанавливался двигатель ГАЗ-203 мощностью в 170 лошадиных сил. Для более удобной работы экипажа и для улучшения вентиляции боевого отделения у самоходки СУ-76 М сняли броневую крышу, а также задний лист рубки. За годы Великой Отечественной войны было выпущено всего 360 самоходок СУ-76 и 13292 модернизированных СУ-76 М.

Таким образом, СУ-76 стала второй по численности гусеничной боевой бронемашиной Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Несмотря на имевшиеся недостатки (бензиновый двигатель, противопульное бронирование), СУ-76 М имела много плюсов, унаследованных ею от легкого танка Т-70. Эта самоходка имела по сравнению с Т-34 более мягкий и менее шумный ход; имелся предпусковой подогреватель двигателя, сильно облегчавший его запуск в зимний период; был более удобным механизм натяжения гусениц; самоходка была менее заметна на местности.

Сравнительно низкое удельное давление на грунт позволяло СУ-76 действовать в условиях болотистой местности, где неминуемо бы завязли другие типы САУ и танки. Именно это обстоятельство сыграло свою роль в боях в Белоруссии в 1944 году, где многочисленные болота играли роль естественных преград для наступавших советских войск. СУ-76 М способны были пройти вместе с пехотой по наспех сооруженным гатям и атаковать противника там и тогда, где и когда он меньше всего ожидал удара советских самоходок. Хорошо проявила себя СУ-76 М и в городских боях.

Ее открытая рубка, хотя и допускала возможность поражения членов экипажа огнем из стрелкового оружия, обеспечивала хороший обзор и позволяла экипажу тесно взаимодействовать с бойцами штурмовых отрядов. Кроме того, самоходка СУ-76 М поражала своим огнем любые средние танки вермахта и равноценные ей самоходки.

Comments are closed.

Уголок неба - Большая
авиационная энциклопедия Портал Саратова