Зенитные самоходные установки

Существовали и зенитные самоходные установки (ЗСУ). Здесь приходится признать правильную позицию с самого начала войны руководителей нацистского вермахта и министерства вооружений Германского рейха. Уже в польскую кампанию 1939 года мобильные ударные группы немцев оснащались автоматическими зенитками на шасси полугусеничных транспортеров.

Они наносили существенный урон польским, а затем французским, английским и др. бомбардировщикам. В дальнейшем немецкие конструкторы разработали зенитные самоходные установки на танковых шасси, самой популярной из которых была база Pz Kpfw IV, на основе которой выпускались зенитные самоходные установки FlaK Pz IV, Ostwind и Wirbelwind. Выпускались также зенитные самоходки на базе Pz Kpfw 38(t). Известны даже факты переделки трофейных танков Т-34 в ЗСУ.

В Красной Армии защищенность мобильных соединений на марше от авиаударов была крайне неудовлетворительной. Согласно штатному расписанию, роль средств ПВО выполняли буксируемые 37-миллиметровые автоматические зенитки 61-К. В местах сосредоточения советских войск они эффективно служили против немецких пикировщиков Stuka Ju.87 и низковысотных штурмовиков, но ничем не могли быть полезны на марше. Это прекрасно понимали в армейском руководстве. В качестве хоть какой-то защиты на марше использовались сочетания автомобиля (ЗиС-6, ГАЗ-ААА, Студебеккер) и зенитки (счетверенный пулемет Максим, автоматы калибром 25 и 37 миллиметров).

Для защиты войск на марше в условиях хороших дорог они в целом неплохо справлялись с задачей, но их проходимость была не слишком высокой. Такие «зенитки» поражались даже ружейным огнем, а для точной стрельбы приходилось поддомкрачивать автомобиль-носитель. Заметной помощью были поставляемые по ленд-лизу ЗСУ М17, вооруженные четырьмя 12,7-миллиметровыми пулеметами, на базе полугусеничного легкобронированного транспортера. Однако их было немного, да и дальность эффективного пулеметного огня была не высока.

Поэтому в 1944 году советские конструкторы разработали специализированную зенитную самоходку на шасси СУ-76. В задней части ее, вместо боевой рубки, разместили просторную башню кругового вращения с 37-миллиметровым автоматом 61-К. В башне поместили также радиостанцию, прицел, дальномер и большой боекомплект. Эта машина, названная ЗСУ-37, была запущена в серию. Всего выпустили 70 таких самоходок.

Comments are closed.

Уголок неба - Большая
авиационная энциклопедия Портал Саратова